Fitkurs.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка готовности ребенка к школе

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише — умеет ли он читать и считать. На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие.

23 августа 2016

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

Читать еще:  Готова на все ради денег

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Читать еще:  Подготовка к госам

Тестирование дошкольников на готовность к школе по ФГОС

Готовность ребенка к школе определяется сразу несколькими критериями. Во внимание берется не только речь и знания, но и психологическое состояние. Во всех учреждениях проводятся тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе.

Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:

  • свои ФИО;
  • ФИО обоих родителей;
  • полный адрес проживания (включая страну и город).

Тестирование дошкольников — обязательное условие при приеме в школу

Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.

Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.

Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:

  • безошибочно называть дни недели;
  • не путаться в понятиях «право-лево»;
  • знать основные праздники;
  • уметь рассказать о популярных видах спорта;
  • знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.

Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок.

Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:

  • интеллектуальной;
  • психологической;
  • речевой.

Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.

Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.

Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут

В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.

Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.

В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:

  • Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
  • Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
  • Правильное употребление форм сложных слов.
  • Рассказ стихотворения на память, с выражением.
  • Изменение слов, образуя новые.
  • Использование антонимов.
  • Понимание образных выражений.
  • Отгадывание загадок.
  • Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
  • Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).

Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.
Читать еще:  Что приготовить когда нет продуктов

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.

Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе

В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:

  • воспроизводить картинки по образцу;
  • находить лишние предметы;
  • запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
  • определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
  • назвать недостающие предметы и рисовать их;
  • соотносить количество предметов с указанными цифрами;
  • в уме складывать и вычитать простые числа;
  • проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.

Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма

Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.

Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.

Групповая диагностика готовности к школе

Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:

  • групповое тестирование;
  • индивидуальное собеседование.

В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.

Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса.

От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

  • умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
  • умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
  • умение складывать и вычитать, насколько они математики;
  • понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
  • умеют ли проводить сравнения множества;
  • навыки классифицирования;
  • состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
  • развит ли фонематический слух;
  • умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.

Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе. Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.

Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу

Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября. Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector